Гатчинская усадьба

Гатчинский парк называют одним из лучших пейзажных парков мира. Этот парк, в отличие от парка Монрепо – не только образец усадебного обустройства ландшафтов, но великолепный пример дворцово-паркового строительства. В нем привлекает внимание и буквально поглощает в себя  уникальная организация пространства.  Несмотря на это (организованное человеком по своим вкусам и законам пространство), оно остается живым, естественным, с ним хочется сливаться и всем своим существом переживать единение с природой. Такое  слияние с природой в Гатчине таинственно и трудно передаваемо. Разум человека так прикоснулся к ней, что не нарушил первозданности, и это до сих пор направляет устроителей этого парка и его посетителей. Обратим внимание, что к березовому домику проложена тропа через холм, на котором он стоит рядом с порталом Маска: кто-то, увидев контрстную архитектурную композицию, поднимается по этой тропе. И таких посетителей похоже больше всего - трудно без направляющего воздействия архитектуры оторваться от желания ступать по земле. А кто-то поднимется к березовому домику по ступенькам беседки. На грандиозную беседку все смотрят издалека, а к домику тянется душа. Этот естественный подъем к березовому домику, кажется непреодолимым желанием подойти к нему в единстве с природой, минуя  портал Маска. Композиция с Березовым домиком и порталом, расположенная в глубине парка –шутка, во всем призванная удивлять и обманывать воображение, настроенное в долгой прогулке по парку на логику природы.

 

Человек в Парке Гатчина преобразовал природу, но сделал это как будто по ее законам, по ее требованиям. Композиция с Березовым домиком на фоне остального оформления парка - нонсенс, шутка, которая  позволяет еще острее почувствовать талантливое единение создателей парка с природой.  Такие  моменты талантливого  преображения человеком природы в этом парке и важно наблюдать и исследовать тем, кто хочет создавать сады и парки сам.

 

Жители Гатчины называют этот парк народным, он открыт для прогулок, вход бесплатный. Возможно, именно благодаря тому, что его не коснулись цивилизационные преобразования, как это случилось с парками Царицино и Петергоф, он сохраняет свою прелесть, задуманную создателями. С киосками с дорогим мороженым и водой, с многочасовыми очередями иностранцев и толпами экскурсий именно этот парк потеряет свое очарование. Петербуржцам оставлено это творение для души, для вдохновения. Многие посетители дворца сравнивают открывающиеся из окон дворца виды на ландшафты Гатчинского парка с полотнами художников.

 

Если обратиться к истории создания Гатчинского дворца и парка, то можно убедиться в верности впечатлений от их посещения. Итальянский архитектор Антонио Ринальди, который создал этот усадебный парк и дворец по заказу графа Г.Г.Орлова, даже для облицовки фасада дворца выбрал природный известняк из близлежащих окрестностей, и дворец мягко встраивается в пространство, гармонирует с естественным освещением. Несмотря на  огромность своих размеров, он очень изящен, соразмерен окружающим его ландшафтным картинам.  Цвет дворца переменчив, он как будто подстраивается под природу, становясь то сероватым, то песочно-желтым, а то солнечно-желтым. И это тоже тайна этой удивительной архитектурной задумки.

Здесь я в фотографиях постаралась передать свое понимание таинств задумок архитектора Антонио Ринальди. Для самых заинтересованных есть аудио-запись  выдержки из мастер-класса, проведенного на основе этих фотографий.